Тезисы доклада

Понятие «регион» точно так же, как и понятие «культура» (по Бахтину), является понятием пограничным, т.е. «регион» не существует сам по себе, он может существовать только по отношению к другим регионам. Мы исходим из того, что понятие «регион» не исчерпывается экономической или политической характеристикой. Регион – это культурно-антрополого-географическое понятие. И изучать его нужно именно с этой точки зрения. Потому, что, в конечном счете, предметом регионоведения является человек или т.н. «человеческий фактор».

Сначала человек оказывается в определенных природных условиях, на определенной территории: в горах, песках, тундре, лесах, степях и т.д. Человек обживает и приспосабливается к конкретным природным условиям. В результате процесса приспособления человек развивает «самобытную, точно отвечающую данному месту природы, материальную культуру и соответствующую психику, язык, мышление и т.д. (Г. Гачев). Иными словами, на определённом географическом пространстве формируется и развивается т.н. «культурное пространство», которое как бы ложится поверх географического и начинает, так или иначе, трансформировать его. Уже не природа формирует человека, а человек преобразует природу в соответствии с формами и этапами культурного развития.

Рассмотрению некоторых закономерностей этого процесса и посвящен данный семинар.